Интервью об осознанном материнстве. Осознанное материнство: Почему мы боимся заводить детей Почему я веду блог

В поиске ответа на вопрос: Зачем же люди стремятся стать родителями и продолжать род? Бессмысленно обращаться к папам и, в особенности, к мамам. Такой интерес считается некорректным, ведь это так очевидно! И настолько естественно, что родители не задают этот вопрос даже себе самим.

Давайте поинтересуемся, что говорит на этот счет наука. Обратимся к психологии. Потребность иметь детей считается социально-психологическим свойством социализированного индивида. Другими словами, именно социализация и жизнь в обществе сформировали в нас потребность становиться родителями. А что касается биологической составляющей? Тут данные исследований расходятся. Одни утверждают, что в нас изначально заложен инстинкт зачатия, вынашивания, вскармливания и заботы о потомстве. Другие, напротив, указывают на чисто социальное происхождение этого феномена.

Тем не менее, ежедневно на свет появляются тысячи малышей, по всему Земному шару. И это прекрасно! Но какие эмоции и чувства овладевают мамами в этот момент? Какие страхи и переживания остаются не высказанными, уступая место «очевидности» факта рождения ребенка? И какие последствия это может повлечь для матери и ее только что рожденного малыша? Давайте попробуем в этом разобраться!

За безусловным принятием материнской роли, подчас, скрывается целый ряд неприятных последствий . Которые могут стать травмирующими как для мамы, так и для ребенка. К примеру, нежелание выходить из привычной «среды обитания» , неуверенность в том, что можно быть успешной в большом и пугающем Мире. Такие установки толкают женщину закрыться в собственном мирке, но для этого ей нужен повод. И тут на помощь приходит роль матери, безусловно принимаемая и одобряемая обществом, а ребенок становится своеобразным щитом, защищающим маму. И, казалось бы, в этом нет особой трагедии. Но дело в том, что внутренние переживания женщины никуда не уходят. Они остаются с ней на долгие годы, накапливаются; переносятся и проецируются на ребенка.

Или пример, в котором женщина становится многодетной мамой, в попытке уйти от страха одиночества . Ведь сложно испытывать такие переживания, когда вокруг тебя бурлит жизнь. У детей всегда находятся новые радости, трудности, события, ситуации. Но правда в том, что все эти хлопоты и заботы отбрасывают ее от истинного осознания Себя.

Не менее распространенной является ситуация, в которой родители, не достигшие особого успеха в жизни, перекладывают эту миссию на своих детей. Такой ребенок, буквально с рождения обречен следовать предписанному сценарию. Его мнения и интересы учитываться не будут.

Во всех этих примерах мы видим, как родитель, пытаясь излечить себя, надеясь, стать более целостным и гармоничным, обрекает ребенка на зависимую, лишенную собственного выбора жизнь. В итоге и сам родитель не обретает гармонии, ее достижение таким путем лишь иллюзия.

Что же касается главного вопроса нашей статьи: быть или не быть осознанному материнству? Я говорю быть! В идеале, материнство начинается даже не в момент зачатия ребенка, оно начинается с замысла и осмысления этого факта. Тут так же важно не забывать о своем индивидуальном опыте, обращаться к нему и переосмыслять его. Осознанно подходя к каждому этапу, можно получить максимум счастья и удовольствия от процесса беременности, появления на свет и взросления ребенка. Ведь на каждом из этих этапов мы взаимодействуем с ним и уже строим отношения. Пусть в период беременности только с образом ребенка, но это не менее важно! Повторюсь, что такой является идеальная картина происходящего.

А как стать осознанной мамой, если ребенку 2 или даже 22 года? Возможно ли это? Конечно, возможно. Для этого придется вернуться назад и обратиться к своему опыту и переживаниям. С какими мыслями и чувствами вы подходили к материнству? Что оно представляет для вас? Что кроется в вашем детском опыте. Порой для переработки этой информации требуется помощь специалиста, ведь материнство довольно сложный и многогранный феномен. Тем не менее, именно осознанность материнской роли принесет вам максимальный комфорт, внесет спокойствие и понимание в ваши взаимоотношения с ребенком.

Пожалуй, к осознанному материнству стоит стремиться, дабы открыть новую сторону своей личности. Увидеть собственную новую красоту. Стать счастливой в своем новом предназначении. И именно такая мама способна заложить надежный фундамент полноценной, здоровой, успешной и радостной жизни для своего ребенка. Ведь только с внутренней гармонии начинает устанавливаться гармония с Миром!

Здравствуйте, уважаемые читательницы! Когда-то мне казалось, что осознанное материнство — это путь для каждого. Активно делилась своими знаниями по этой теме на каждом шагу. Пыталась как-то склонить знакомых мам на свою сторону...

Если кто-то жаловался, что педиатр велит докармливать ребенка смесью — я активно встревала, выкладывая всю информацию о грудном вскармливании. Если кто-то расказывал, что у него ребенок не ест прикорм — я активно продвигала концепцию педагогического прикорма.

Если кто-то вздыхал, что ничего не успевает с грудничком — я старалась разобраться, с чем это связано и как это можно исправить.

Так ведут себя все, кто только-только наткнулся на новую информацию. Со временем понимаешь, что совершенно не нужно ничего проповедовать. Как минимум — пока у тебя не спрашивают конкретного совета. И даже если спрашивают — лучше быть предельно аккуратной.

Сейчас я совершенно спокойно отношусь к тому, что кто-то переводит детей на смеси, сдавшись перед первыми трудностями. Спокойно отношусь к тому, что большинство детей ходят в детские сады, что груднички спят отдельно от мам и редко бывают на руках.

И дело здесь не в том, что меня не волнуют чужие дети. А в том, что я понимаю, что пойти нетрадиционным путем — это большая ответственность. И каждая мама должна сама взять на себя эту ответственность. Ее нельзя взвалить насильно.

Когда мы сами что-то изучаем и не хотим опираться на ничем не подкрепленное общественное мнение — мы отвечаем за результат. Но если мы не готовы отвечать за результат, а делаем так, потому что Маша убедила... То при первых же сложностях мы обвиним эту Машу во всех своих бедах. И почти наверняка при этом вернемся к накатанной колее.

Ответственность родителей

Господь доверил нам ребенка. Мы с самого начала за него отвечаем. Но мы можем свалить эту ответственность на бабушек или педиатра в поликлинике. И тогда останется только надеяться, что бабушки у нас действительно мудрые, а педиатр действительно любит свою профессию.

Я ни в коем случае не выступаю против врачей. Мы сами время от времени обращаемся к специалистам. Однако ответственность родителей — понять, кто же действительно специалист, а кто — просто отсиживает свою зарплату.

И вообще тема данной статьи — не болезни, при которых наша ответственность определяется лишь выбором врача. А подход к воспитанию. К материнству...

Я говорю про способность реально начать изучать, думать, анализировать — носить ли малыша на руках? Или лучше приучать его к самостоятельности?

Я считаю осознанным материнством — не слепое рвение носить ребенка в слинге из-за моды или советов подруги. А желание разбираться в вопросах материнства. Желание действительно понять — что будет лучше для моего ребенка?

И если мы отклоняемся от традиционного пути — мы берем на себя всю ответственность. Если я не отдаю детей в сад — то только я отвечаю за их развитие. Если я кормлю грудью до самоотлучения — то только я буду разбираться со всеми трудностями, если такие возникнут.

Такая ответственность — очень непросто. Всегда найдутся те, кто будет тебя обвинять. Кто каждый чих ребенка свяжет с твоими убеждениями. Кто будет пугать, угрожать... И если вы недостаточно уверены в себе и боитесь ответственности — вам будет очень-очень трудно.

Поэтому не стоит пропагандировать естественное родительство. Точнее, не нужно его скрывать, но и нельзя навязывать.

Если кто-то осознанно спрашивает вашего мнения — выскажитесь. Если человек не понимает — замолчите. Будьте готовы предоставить информацию, но лучше не пытайтесь повлиять на взгляды этого человека.

Ведь если человек дозрел до того, чтоб самому пытаться понять, что лучше для ребенка... Он все поймет и без вас. Сейчас вся информация абсолютно доступна. Принципы грудного вскармливания по требованию стали настолько популярны, что почти невозможно их не знать.

Об осознанном материнстве выпущены сотни книг. И созданы миллионы сайтов. Кто хочет — легко найдет. А если человек даже не пытается восстановить кормление грудью — значит, не очень-то хочет. И не считает нужным глубоко погружаться в этот вопрос...

Осознанность в материнстве — это, в первую очередь, ответственность. А не слинги и кормление до трех лет. Вы можете вдохновить человека пользоваться слингом. Но какой в нем толк, если он будет бить своего ребенка за каждый промах?

Можно кормить грудью до трех лет. Но не пытаться наладить крепкий контакт со своим малышом.

Почему я веду блог?

Возможно, у вас назрел вопрос: какой тогда смысл в моем блоге?

Сразу отвечу: мой блог может оказаться полезен тем, кто уже ищет информацию. Как правило, сюда заходят люди, которых не удовлетворяют решения, лежащие на поверхности.

Я сама после первых родов в критической ситуации зашла в интернет... И наткнулась на сайт Ольги Валяевой. И этот сайт изменил мою жизнь.

Также и я — пишу в надежде, что мой труд будет кому-то полезен. Что люди, которые уже готовы взять на себя ответственность, будут изучать здесь информацию. Они могут не согласиться со мной — и это нормально! Думающие люди не привыкли со всем соглашаться.

Но если человек решает разобраться в каком-то вопросе — ему может оказаться полезен опыт других людей. Также и я, прежде чем прийти к своему мнению, много изучаю книги, лекции, рассказы реальных мам.

Если эта статья оказалась полезной — сделайте репост записи в социальных сетях. Я желаю вам любви и терпения. До новых встреч!


Липтон Брюс.


Выдержки из книги Липтон Б., "Биология веры. Недостающее звено между жизнью и сознанием",
перевод с англ., М.: София, 2008. 256 с., 2500 экз.


Искорка в родительских глазах: осознанное зачатие и осознанная беременность.

"В английском языке есть выражение: "Когда ты был лишь искоркой в родительских глазах!" При этих словах воображение рисует влюбленную счастливую пару – будущих родителей, мечтающих о том, чтобы у них родился ребенок. Оказывается, столь поэтический образ можно считать ещё квинтэссенцией результатов новейших генетических исследований. Родителям надлежит осознанно лелеять в своих глазах искорку чаемого ими ребенка задолго до его зачатия – тогда он будет и умнее, и здоровее, и счастливее.
Исследования показывают, что мать и отец становятся генными инженерами своего ребенка за месяцы до его зачатия! Речь идет о так называемом генном импринтинге, который регулирует активность генов, определяющих черты будущего ребенка, ещё на стадии созревания сперматозоидов и яйцеклетки .
То, что происходит в жизни родителей в период генного импринтинга, оказывает колоссальное влияние на умственное и физическое развитие детей. Тут впору содрогнуться – насколько же большинство людей не подготовлены к деторождению! Томас Верни в своей книге "Родительство до родов: забота о ребенке до его зачатия" пишет: "Огромная разница, как был зачат человек – в любви, ненависти или спешке, хотела ли его мать этой беременности… Лучшими родителями оказываются люди, живущие в спокойной обстановке, свободные от вредных привычек и чувствующие поддержку родственников и друзей" . Заметим, что в культурах коренных народов влияние окружения на зачатие ребенка признается уже многие тысячелетия. Представители этих культур, прежде чем зачать ребенка, совершают особые ритуалы очищения сознания и тела.
Исследования также говорят, что отношение родителей к ребенку сказывается на нем и после его зачатия. Тот же Верни пишет: "Научные результаты последнего десятилетия настойчиво требуют от нас пересмотреть наши представления об умственных и эмоциональных способностях ещё не рожденных детей. Спящие или бодрствующие, они, как показывают исследования, чутко следят за каждым движением, каждой мыслью и каждым чувством матери. С момента зачатия опыт внутриутробной жизни формирует мозг ребенка и закладывает основы его личности, темперамента и интеллекта".
Зачатие и беременность – общее дело матери и отца. То, как ведет себя отец, оказывает на мать, и значит, на вынашиваемый ею плод огромное влияние. Если отец уходит из семьи и мать начинает балансировать на грани выживания, это не может не сказаться на её отношениях с ещё не рожденным ребенком. Точно так же на родителей, а через них и на будущего малыша, влияют социальные факторы, такие, как безработица, проблемы с жильем, из-за которых отцов поголовно мобилизуют в армию.
Спешу внести ясность: Новая биология – ни в коей мере не возврат к прежним временам, когда родителям ставили в вину чуть ли не все недомогания ребенка, которые не могла объяснить медицина, - от шизофрении до аутизма. Суть осознанного родительства заключается в том, что мать и отец принимают на себя ответственность за воспитание своего ребенка и делают всё возможное для того, чтобы он рос здоровым, развивался умственно и физически и радовался жизни. Но при этом мы не вправе винить ни своих родителей, ни самих себя за то, что наше собственное детство или детство наших детей было не безупречным. Нам слишком долго внушали, будто мы бессильны перед генетическим детерминизмом, и умалчивали о том, что верования и поведение отца и матери становятся подсознательными программами их ребенка.
Акушеры знают о влиянии родителей на внутриутробное развитие ребенка не больше его матери и отца. Согласно полученным ими в студенческие годы генетико-детерминистским представлениям, формирование плода механически задается генами, при незначительном влиянии со стороны матери. Соответственно их заботит весьма ограниченный круг вопросов: нормально ли питается беременная, принимает ли она витамины, делает ли зарядку? В основе этих вопросов – то, к чему, по их мнению, сводится роль матери: к снабжению генетически запрограммированного плода питательными веществами.
Но развивающийся плод получает из материнской крови не только питательные вещества. Он поглощает избыток глюкозы, если мать страдает диабетом, или же кортизол и другие стрессовые гормоны, если ей приходится много нервничать. Стрессовые гормоны настраивают организм на реакцию "защиты или бегства". Они действуют на плод точно так же, как и на организм матери. В условиях стресса кровь плода начинает притекать преимущественно к мышцам рук и ног, а также к заднему мозгу, ответственному за инстинктивные защитные реакции. Соответственно меняются питательные потребности плода. Обеспечивая длительность защитных систем организма, кровь отливает от внутренних органов, а стрессовые гормоны угнетают деятельность переднего мозга. При этом следует иметь в виду, что развитие тканей и органов плода происходит пропорционально как количеству получаемой ими крови, так и функциям, которые они обеспечивают. Проникая сквозь плаценту, гормоны матери, подверженной хроническому стрессу, существенно меняют распределение кровотока в плоде и физиологические характеристики будущего ребенка .
Исследования, проведенные в Мельбурнском университете на суягных овцах, чья физиология в достаточной степени подобна человеческой, показали, что воздействие кортизола в пренатальный период жизни в будущем приводит к гипертонии . Уровень кортизола на стадии внутриутробного развития регулирует функции фильтрующих элементов почек – клеток нефронов, тем самым влияя на солевой баланс в организме и, соответственно, регуляцию кровяного давления. Избыток кортизола, полученного плодом от испытывающей стресс матери, влияет на формирование его нефронов. Кроме того, вследствие избытка кортизона организм плода вместе с организмом матери переключается из состояния развития в состояние защиты – это, в частности, приводит к тому, что ребенок к моменту рождения не успевает набрать нужный вес.
Как сообщается в книге Натаниэлса "Жизнь в материнской утробе" , ученые говорят, что плохие условия внутриутробного развития чреваты расстройствами здоровья в зрелом возрасте – в том числе диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями и ожирением. Доктор Дэвид Баркер [см. там же] из Саутгемптонского университета (Великобритания) обнаружил, что у мужчин, чей вес при рождении был меньше 5,5 фунтов (2,5 кг), на 50% больше шансов умереть от сердечно-сосудистых заболеваний. По данным исследователей из Гарвардского университета у женщин, родившихся с весом менее 5,5 фунтов, вероятность сердечно-сосудистых заболеваний выше на 23%. Дэвид Леон [см. там же] из Лондонской школы гигиены и тропической медицины установил, что среди 60-летних мужчин, родившихся с недостатком веса, в три раза больше больных диабетом.
В последнее время заговорили о влиянии условий внутриутробного развития на уровень интеллекта (IQ), который приверженцы детерминизма и расовых теорий привыкли связывать исключительно с генами. В 1997 году Берни Девлин, профессор психиатрии медицинского факультета Питтсбургского университета, тщательно проанализировал 212 выполненных ранее научных работ, где сравнивались IQ близнецов, братьев и сестер, и заключил, что гены обусловливают лишь 48%факторов, определяющих IQ. А если принять во внимание синергетические эффекты, вызванные сочетанием отцовских и материнских генов, в действительности унаследованная составляющая интеллекта оказывается ещё меньшей – 34%. При этом существенное влияние на IQ оказывают условия внутриутробного развития. Факторы внешней среды обусловливают до 51% интеллектуального потенциала ребенка . Согласно другим, более ранним исследованиям, интеллект ребенка может существенно снизиться под влиянием таких факторов, как курение матери и потребление ею алкоголя во время беременности, а также в результате воздействия на плод солей свинца. Об этом следует помнить, кто планирует обзаводиться потомством.
На своих лекциях по осознанному родительству я не только ссылаюсь на научные работы, но и демонстрирую снятый итальянской организацией родительского образования Associazione Nazionale Educazione Prenatale документальный видеофильм, который наглядно иллюстрирует тесную связь между родителями и их ещё не рожденным ребенком. В этом фильме есть эпизод, как мать и отец вступают в шумную перепалку (при этом мать подвергается ультразвуковому исследованию). Зритель видит, как конвульсивно дергается плод, когда родители начинают говорить на повышенных тонах. Когда же дело доходит до битья посуды, тельце плода выгибается и он подпрыгивает, как на батуте. Вот так диагностические средства современной медицины, в частности УЗИ, не оставляют камня на камне от мифа, что не рожденный ребенок недостаточно развит для того, чтобы реагировать на что-то, кроме питательных веществ" [стр.205-210].

"Подготовительный класс" Природы.

"Но зачем нужна такая зависимость внутриутробного развития от внешнего окружения? - спросите Вы. Всё очень просто – она способствует выживанию нашего потомства. Пребывающему в утробе матери ребенку предстоит оказаться в той же среде, в которой обитают его родители, поэтому информация, получаемая от них через материнскую плаценту, направляет его физиологическое развитие таким образом, чтобы он мог наилучшим образом подготовиться к встрече с ожидающими его после рождения трудностями. Проще говоря, так Природа готовит ребенка к жизни в новой среде. И сейчас, благодаря последним достижениям науки, родители имеют возможность привнести в этот процесс много полезного.
Родительское программирование опровергает представление о том, что все наши достоинства и недостатки целиком и полностью обусловлены имеющимися у нас генами. Как мы могли видеть, гены формируются, контролируются и управляются опытом, приобретаемым в результате взаимодействия с окружающей средой. Нам внушают, что все творческие, спортивные и интеллектуальные таланты человека суть не более чем передаваемы по наследству генетические признаки. Однако сколь бы ни были "хороши" гены человека, если в детстве ему приходится сталкиваться с непониманием, пренебрежением и жестокостью, его генный потенциал так и останется нереализованным" [стр.211].

Осознанное материнство и отцовство.

"Когда-то я имел привычку заканчивать свои публичные лекции утверждением, что каждый из нас сам отвечает за то, что происходит в его жизни. Признаюсь, это не добавляло мне популярности у слушателей. Для многих людей такая ответственность чересчур тяжела. Одну пожилую женщину мои слова обидели до слез. Она после лекции пришла вместе с мужем за кулисы и стала доказывать мне, что не виновата в тех жизненных трагедиях, которые ей довелось пережить, и значит, я должен пересмотреть свои выводы. Я решил, что усугублять чье-либо чувство вины не входит в мои планы. В нашем обществе и без того принято упиваться виной и обидами. Немного подумав, женщина согласилась со следующей моей формулировкой: мы ответственны за то, что происходит нашей жизни, когда мы осознаем эту ответственность. Так, человек не может быть виноват в том, что он плохой родитель, если ему не известны вещи, о которых говорилось выше, ведь в этом случае у него попросту нет возможности осознанно перепрограммировать свое поведение.
Вообще говоря, тема родительства крайне мифологизирована. В связи с этим нужно упомянуть о том, что вы не можете быть одинаковыми родителями для всех своих детей. Второй родившийся у вас ребенок – не клон вашего первенца. Когда родился ваш первенец, вы жили иначе и в мире происходили совсем другие события. Я уже рассказывал, как когда-то по наивности считал, что различия в характерах моих дочерей обусловлены генами, а не воспитанием. Только потом я понял, что был не прав. Когда родился мой первый ребенок, я заканчивал университет, много работал и пребывал в состоянии полнейшей жизненной неопределенности. Когда родилась моя вторая дочь, я уже состоялся как ученый-исследователь и чувствовал себя гораздо увереннее. У меня появились душевные силы и время на то, чтобы заниматься вторым ребенком, да и своей первой дочерью, которая в то время уже училась ходить, тоже.
Ещё один достойный упоминания миф – это то, что ум маленьких детей нужно развивать с помощью различного рода карточек и тому подобных обучающих средств. Майкл Мендицца и Джозеф Чилтон Пирс в своей прекрасной книге "Чудесные родители, чудесный ребенок" показывают: ключом к развитию детского ума является не учеба, а игра . Ребенок нуждается в том, чтобы родители в игровой форме подстегивали его любопытство и присущее ему от рождения творческое начало.
И конечно, ребенок нуждается в любви и внимании! Исследования нейрофизиолога Мэри Карлсон из Гарвардской медицинской школы показали, что дефицит внимания и телесных прикосновений к детям в сиротских приютах и некоторых детских садах Румынии замедляет их развитие и отрицательно сказывается на поведении. Карлсон наблюдала за шестьюдесятью сиротами в возрасте от нескольких месяцев до трех лет и по анализам слюны определяла наличие кортизола у них в организме. Повышенный уровень этого гормона свидетельствовал о том, что ребенок испытывает стресс, и чем сильнее был стресс, тем более тяжелыми оказывались последствия .Подобные же исследования, проведенные Карлсон и другими учеными на обезьянах и крысах, показали тесную связь между телесными прикосновениями, секрецией стрессового гормона кортизола и социальным развитием.
В работах Джеймса Прескотта, бывшего директора Отделения здоровья человека и детского развития национального института здравоохранения, показано, что обезьяны, лишенные в раннем возрасте физического контакта с матерью и социальных контактов с другими обезьянами, становятся буйными социопатами .
Продолжая свои исследования, Прескотт перешел к изучению воспитания детей в различных культурах. Он установил, что те культуры, в которых принято брать детей на руки, носить на груди или на спине целый день и не подавляют их сексуальность, являются миролюбивыми. И наоборот, общества, в которых родители лишают своих детей телесных прикосновений, неизбежно оказываются склонными к насилию. Дело в том, что дефицит физических контактов ведет к так называемым соматосенсорным аффективным расстройствам. Иными словами, лишенные ласки дети не могут понизить уровень стрессовых гормонов в своем организме иначе, чем через внешние проявления агрессии.
Это открытие проливает свет на причины насилия, столь распространенного в последнее время в США. Наша медицина и педагогика не поощряют физическую близость детей и родителей. Достаточно сослаться на неестественное вмешательство врачей в естественный процесс деторождения, общепринятую практику отдавать младенцев в ясли и советы не откликаться на плач ребенка, чтобы его не "баловать". Подобные методы, якобы основанные на "данных науки", вне всякого сомнения способствуют росту агрессии. С материалами исследования, раскрывающего связь между телесными прикосновениями и уровнем насилия в обществе, можно ознакомиться на веб-сайте www.violence.de.
Но чем объяснить тот факт, что некоторые из румынских детей-сирот, за которыми наблюдала Мэри Карлсон, несмотря и на какие выпавшие на их долю лишения, развивались вполне нормально? Откуда берутся эти, как она говорит, "упрямые жизнелюбцы"? У них что, лучшие гены? Думаю, вы уже поняли, что я так не считаю. Скорее всего, биологические родители этих детей все-таки создали для них благоприятные условия до того, как они родились, что дало им явные преимущества в трудный период жизни.
Сказанное выше – урок для приемных родителей. Поймите, если вы усыновили или удочерили ребенка, это не значит, что его жизнь начинается "с чистого листа". Вполне вероятно, что его неблагополучные биологические родители успели внушить ему, что он нежеланен и недостоин любви. Скажите, удастся ли вам помочь ему поверить в себя, если вы не имеете представления о подобном пред- и послеродовом программировании и считаете, что "во всем виноваты гены"?
Вывод, который должны сделать не только приемные, но и биологические родители, однозначен: судьбу ребенка определяют отнюдь не гены – они ответственны лишь за его потенциал. И для того, чтобы он реализовал свой потенциал в полной мере, необходима среда, которую можете создать только вы!
Обратите внимание – я не призываю родителей читать как можно больше книг о воспитании детей. Мне доводилось встречать людей, знающих о педагогике всё, за исключением того, как применить свои знания на практике. Я и сам был таким. Мои знания не оказывали никакого влияния на мою жизнь до тех пор, пока я не взялся за себя как следует. Думать, что ваша жизнь и жизнь ваших детей изменится только от того, что вы прочтете эту книгу, - то же самое, что рассчитывать на таблетки. Ни то, ни другое не заменит ваших собственных усилий. Нельзя что-то изменить, не пытаясь это сделать.
Вот задача, которую я перед вами ставлю: избавьтесь от собственных негативных подсознательных программ и постарайтесь не программировать подсознание своих детей ненужными страхами и верованиями. И самое главное – не становитесь на фаталистическую генетико-детерминистскую точку зрения. Гены – вовсе не камень у вас на шее. Вам под силу измениться самим и помочь реализоваться вашим детям.
Извлеките необходимые уроки из того, что вы узнали о клеточных реакциях развития и защиты, и переключайтесь из состояния защиты в состояние развития при малейшей возможности. Помните, главное в нашей жизни – не дорогие игрушки, престижная школа и высокооплачиваемая работа. Задолго до всяких научных исследований сознательные родители и такие мудрецы, как Джалаледдин Руми, знали, что в первую очередь человеку, будь то грудной младенец или же взрослый, потребна Любовь:

Жизнь без Любви не имеет смысла;
Любовь - Вода Жизни,
Пей же её и сердцем, и душой" [стр212-217].


Справка:

Липтон (Lipton Bruce H.) Брюс (1944 г.р.), профессор нейробиологии и генетики, доктор медицинских наук. Один из пионеров новой, появившейся лишь два-три года назад науки – эпигенетики (надгенетики). Он начинал в 1977 году с открытий, сделанных в результате огромного числа экспериментов по изучению функций клеточной мембраны
http://www.brucelipton.com/about Липтон утверждает, что осознание и восприятие - это наши основные генетические детерминанты. Он показал, как информация окружающей среды с помощью клеточной мембраны преобразовывается в клеточное поведение. Липтон даёт отчётливое описание, каким образом развитие однозначно моделируется в структуре клеточной мембраны и как это затрагивает сознание. Результаты его работ открывают, каким образом позитивное восприятие на самом деле способствует исцелению, жизнеспособности и самореализации на клеточном уровне и за его пределами.
Lipton H. Bruce, "The Biology of Belief. Unleashing the Power of Consciousness, Matter and Miracles", Santa Rosa, California, USA, 2005.
Липтон Б., "Биология веры. Кто управляет сознанием клеток", перевод с англ., Киев: София, 2008. 176 с.
http://www.sophia.kiev.ua/news/news.php3?offset=0&id=1574
В своей книге Липтон дает обоснованный анализ порочности основ современной общепризнанной академической науки, цепляющейся за догмы. Он аргументировано доказывает, что эти догмы неуклонно ведут к апокалиптическим последствиям для всего человечества. А именно к столь катастрофическим последствиям ведут следующие догмы:
1. Ньютоновская физика (сведение всего к материи) - исключительно материалистический подход - редукционизм – детерминизм.
2. Догма о том, что ДНК раз и на всегда даны и управляют жизнью (клетка может жить и размножаться БЕЗ ДНК вовсе, при удаленных генах она погибает лишь в случае изменения внешних условий среды: ДНК - это лишь инженерный чертеж, за конкретное строительство по этому чертежу, управление жизнью, отвечают другие факторы, факторы, находящиеся вне клетки).
3. Дарвинизм (выживание сильнейшего) - случайные генные мутации (генетика говорит об обратном: в генах заложен механизм, противодействующий случайным мутациям) – конкуренция (это анахронизм, а не основополагающее правило).

Планирование семьи… Как много споров велось вокруг этого словосочетания. У многих оно ассоциировалось с рациональным подходом и расчетом. Давайте разберемся, что значит планирование семьи. Это значит - крепкая, дружная семья, это значит - здоровые, счастливые дети, это значит - желанные дети, рожденные в оптимальное для семьи время, это значит - счастливые семьи. Итак, решите для себя, а вы за планирование семьи?

Осознанное родительство? «А какое оно еще бывает?» - спросите вы. Представьте себе, что Вас попросили вспомнить сегодняшнее утро. Вероятно, ответы будут стандартны: встал, умылся, оделся, позавтракал, отправился на работу (отвел ребенка в д/с)… Т. е. все идет по накатанной колее - родился, учился, женился, родили ребенка… Ведь многие вещи мы делаем стереотипно, автоматически. «А почему вы хотите ребенка?» - часто приходится спрашивать на консультации. И часто слышишь растерянное: «Ну как же… Ну есть квартира, дача, работа, в браке уже год-два… Ну чтоб жизнь полнее была… Ну чтоб в старости одной не остаться...» Т. е. не осознаны мотивы, толкающие семью на рождение малыша. А ведь это очень важно. Приведу пример: женщина говорит: «Рожу ребенка для себя». Мать, боящаяся, что взрослый ребенок покинет ее, не будет в ней нуждаться, старается его контролировать, опекать, и в результате чадо вырастает несамостоятельным, легко попадающим в зависимость, не способным строить свою судьбу. Такая мать затем будет вести борьбу за влияние на сына (дочь) с супругой (супругом). Можно привести много мотивов и, как следствие, сценариев воспитания, а значит и сценариев жизни.

Таким образом, осознанное родительство - это ответственность перед ребенком, которая ни в коем случае не допускает планирование беременности с целью решения проблем родителей. Необходимо откровенно ответить себе на следующие вопросы: что значит для меня иметь ребенка? Сочетается ли рождение и воспитание малыша с тем образом жизни, который я веду? Готова ли я отдать наиболее творческую часть жизни - как минимум 18 лет, чтобы отвечать за ребенка и посвятить себя заботам о его благополучии? Хотела бы я, чтобы мой ребенок достиг того, что я не смогла? Ожидаю ли я, что он спасет меня от одиночества, укрепит семью? Мой ребенок будет идеальным?

Ребенок не рождается тем «белым листом», на котором родители напишут все что угодно. Еще до рождения малыш проходит путь в 38-40 недель (9 месяцев), он уже, может быть, необычным способом вошел в семью. Он реагирует на самочувствие родителей, особенно матери, если она волнуется, то «дитя» начинает ощущать, что произошло что-то необычное, беспокоящее и пытается «понять», что же именно...«(Т. Верни «Скрытая жизнь ребенка до рождения».) Находясь в материнской утробе, ребенок гримасничает, сосет пальчик, двигается, моргает, улыбается. А. И. Брусиловский пишет: «У 28 -недельного плода наблюдается мимика в ответ на разные вкусовые ощущения - морщится на соль и горькое, выражает удовольствие на сладкое… Он не только двигает ручками, ножками, но и глотает, делает сосательные, хватательные движения». То есть младенец в утробе ведет необычно «насыщенную» жизнь.

Недаром разные религии, народы создавали своды законов для матерей, супружеских пар, общества, которые обеспечивали наилучшие условия для жизни и развития. Беременная женщина считалась благословенной и неприкосновенной. Ей предписывались занятия искусствами, духовными упражнениями, созерцанием красивых видов природы, цветов. Рекомендовалось принимать только вкусную пищу, желательно фрукты, овощи, злаки. Тогда считалось формирование внутреннего мира ребенка, его психики, идет наиболее благоприятно. К младенцу относились весьма уважительно, а не как к существу примитивному. Известно много обрядов и ритуалов, связанных с маленькими детьми. Христианство приравнивало крещенного младенца к ангелу Божьему.

В жизни человека очень важен период от зачатия до 3-х лет жизни, поскольку в это время родители закладывают сценарий будущей жизни ребенка. И будет ли это трагедия, драма, роман, комедия, будет ли это человек, не любящий себя, неуверенный в своих силах, обреченный на неудачи, или же будет счастливым во многом зависит от мамы и папы. А, значит общаться с малышом, воспитывать его можно и нужно начинать еще во время беременности.

К сожалению, многие мужчины, собираясь или уже став отцами, считают, что беременность, уход за новорожденными - исключительно удел женщины. Это мнение ошибочно. Немецкий ученый Х. Никкель доказал, что активное участие отца в подготовке к родам уменьшает количество осложнений в них, снижает восприимчивость новорожденного к стрессам. Отношения малыша, формирующееся в триаде «отец-ребенок-мать», способствует тому, что новорожденный весел, доброжелателен, рано начинает улыбаться. А хорошие взаимоотношения с отцом, установившиеся до родов, сохраняются и в дальнейшем.

Находясь внутри мамы, ребенок слышит музыку, узнает голоса матери и близких людей, реагирует на вкусовые пристрастия мамы, даже различает яркий свет через брюшную стенку матери. Любящие родителя стараются понять его, установить с ним контакт при помощи поглаживания, речи, считаются с тем, что он восприимчив к вкусу напитков, пище, к музыке, даже к освещению.

Таким образом, еще во время беременности закладываются некоторые черты характера, темперамента, особенности психики: эмоциональности, интеллекта, ряд вкусовых пристрастий. или воспринимает состояния родителей как эталонные, на которые следует равняться. Влияние отца преобладает в нечетные лунные месяцы беременности (4недели), а матери - в четные. Готовиться к беременности нужно и физически и духовно. Многое зависит от влияния генетических факторов и физического здоровья женщины. Необходимый запас витаминов и других нужных веществ не накапливается за 1 день, да и созревание яйцеклетки происходит в течение 1 месяца, значит как минимум, за 1 месяц до планируемой беременности следует исключить все вредные вещества (никотин, алкоголь, консерванты) и насытить свой рацион экологически чистой, богатой белками, витаминами, микроэлементами пищей. Все тоже самое относится и к отцам, ведь созревание сперматозоидов длится неделями. Нервные перегрузки ослабляют физическое здоровье, снижают иммунитет. Планировать беременность следует в спокойное, благоприятное время. Считается, что меньший риск получения ослабленного потомства у первородящих женщин до 28 лет.

Минимальный допустимый срок между родами 2 года. За это время восстанавливаются ресурсы материнского организма. С точки зрения психоанализа рождение второго ребенка, когда первенцу от 3-х до 5-ти лет неблагоприятно, т. к. именно в этом возрасте проявляется влечение к родителю другого пола. В широком смысле - это модель формирования эмоциональных отношений в зрелом возрасте (в браке) с партнером противоположного пола. Неизбежное переключение внимания и заботы матери на вновь появившегося ребенка задевает чувства мальчика. В этом возрасте он не может понять чувство долга, обязанности матери. Выражением ревности будет чувство обиды на нее, неустойчивость настроения, капризность, временами грусть, печаль. У первенца в этом возрасте возможны заострение страхов одиночества и темноты, др. невротических симптомов, т. к. беспомощность и беззащитность уравнивают его в правах с младшим и компенсирует недостающее внимание матери. Если первенец - девочка, то опасность для психического здоровья меньше, поскольку ее чувства обращены на отца, главным образом. В этом случае проблемы могут возникнуть лишь, если вторым ребенком оказался долгожданный мальчик или отец менее привязан к дочери из-за негативных отношений с ее матерью. Когда такая девочка вырастает, она становится особенно чувствительной к недостатку внимания со стороны мужа и ревнивой к мужу.

Когда старшему исполнилось 5 лет, расширяется круг его интересов, общение, он не замыкается на семейной среде, а девочка, идентифицируясь с матерью, скорее воспримет появление младшего как свойственное функции матери, а значит рождение второго ребенка в это время более целесообразно.

Таким образом, успехи медицины, психологии, педагогики дают возможность создать крепкую семью, родить здорового ребенка и быть счастливым.

Ламтева Галина Леонидовна, врач психотерапевт

Начало пути во многом определяет весь путь. Это особенно касается рождения человека и влияния качества процесса появления на свет на всю дальнейшую жизнь. Перинатальные психологи-практики Олег Тютин и Екатерина Иванова работают над развитием направления осознанного родительства уже более 10 лет. Основные моменты, которые они выделяют в этой области, таковы...

Естественное рождение — это рождение, когда не нужны врачебные и медикаментозные вмешательства. По данным статистики, такие роды в 5-10 раз безопаснее клинических.

Естественное рождение возможно только тогда, когда женщина осознанно готовится к этому процессу, заранее освобождается от страхов и любых негативных представлений о родах.

Практика показывает, что одним из главных моментов, определяющих течение родов, являются взаимоотношения между мужчиной, отцом ребенка, и женщиной. Есть довольно точный афоризм: «Если мама вынашивает ребенка, то папа вынашивает маму».

Проблемы во взаимоотношениях с мужчинами приводят ко вторичной слабости родовой деятельности, что является одним из основных источников гипоксии ребенка. Поэтому для женщины необходимо до родов освободиться от обид и искажений в отношении мужчины.

Роды, как это ни покажется странным на первый взгляд, — очень сексуальный процесс. Это связано с тем, что задействованы одни и те же телесные зоны, а также с тождественностью гормонов, участвующих в актах любви и в формировании родового состояния. Многим женщинам, прошедшим естественные роды, физиологические ощущения и душевные переживания напоминали состояние оргазма, но более масштабного и многомерного, чем при половом акте.

Для ребенка роды — супернагрузка, которую можно сопоставить с прохождением марафонской дистанции, и для успешного результата необходимо тренироваться, поэтому невозможно переоценить роль дородового закаливания.

Дородовое закаливание включает в себя специальную программу плавания для беременных, специальную гимнастику и аэробику, специальные дыхательные практики; закаливающее питание, максимально насыщенное веществами, повышающими резервы адаптации организма и дозированное голодание; эмоциональное воспитание еще не родившегося ребенка.

Для того, чтобы родить здорового и гармоничного ребенка, лучше начать сознательно готовиться к его появлению задолго до зачатия, а именно: провести профилактическую детоксикацию организма, что существенно снижает вероятность токсикозов; освободиться от психологических проблем, что в достаточной степени защищает будущего ребенка от тяжелых проявлений пренатального синдрома; получить достоверную информацию о возможных вариантах создания позитивного эмоционального состояния в процессе зачатия, беременности и родов.

Гармоничную обстановку для проведения естественных родов обычно выбирают будущие родители совместно с перинатальными психологами-акушерами. Это зависит от особенностей протекания беременности, от сезона, от социально-бытовых условий пары или роженицы. Так, в летнее время многие пары вместе со своими помощниками решают проводить роды на природе, чаще всего в экологически благополучном месте морского побережья. Прекрасные результаты получаются и при домашних родах в надувном бассейне или в ванной.

Как правило, водные роды мягче для матери и ребенка, чем роды в воздушной среде.

Пара или женщина может принять решение проводить роды в условиях родильного дома, при этом опытный перинатальный психолог порекомендует наиболее прогрессивный роддом. Следует учитывать тот факт, что многие родильные дома периодически вынуждены закрываться по причине распространения внутрибольничной инфекции, в частности, стафилококковой, а вот в домашней атмосфере этот вредоносный микроорганизм практически не способен существовать, так как вытесняется привычной для семьи микрофлорой, иммунитет к которой новорожденный частично получает в процессе внутриутробной жизни и непосредственно после домашних родов. Кстати, в древности бытовала мудрая традиция заворачивать новорожденного в материнскую юбку или в отцовскую рубаху, что давало ему первичный контакт с привычными и безвредными бактериями, способными противостоять патогенным микробам.

Для формирования позитивного мировосприятия ребенка особую роль играет раннее прикладывание к материнской груди, позднее перерезание пуповины и присутствие атмосферы праздника и радости по поводу начавшейся жизни, близость родных, так что свечи и шампанское более чем уместны в этот день. Кроме того, ключевую роль в адаптации новорожденного к внешним условиям бытия играют специальная гимнастика и массаж для новорожденных, стимулирующие полноценное включение всех органов и систем организма, закаливающие водные процедуры и грамотный патронаж.

В настоящее время только в Москве ежегодно проходит более тысячи подготовленных домашних родов.
При выборе специалистов по подготовке к зачатию, беременности и естественным родам полезно обратить внимание на следующие моменты:

наличие детей и собственного опыта домашних родов;
количество и качество проведенных естественных родов;
возможность контакта с парами, прошедшими учебный курс ранее;
наличие контакта с позитивно зарекомендовавшими себя специалистами во всех смежных областях: акушерами-гинекологами, врачами педиатрами-неонатологами, вирусологами, гомеопатами, иглорефлексотерапевтами. Врачами-перинатологами (УЗИ-диагностика, генетический и биохимический анализ), натуропатами;
наличие личной симпатии при знакомстве;
отсутствие у специалистов ортодоксальной религиозной и идеологической направленности при работе с беременными.

И последнее — у Олега и Екатерины более 250 принятых домашних родов, полное отсутствие трагических и смертельных случаев при родах. Они работают в тесном и неформальном контакте с хорошими и проверенными специалистами из смежных областей.